Свадебный обряд в Киргизии

Когда говорят о свадебном обряде в Киргизии, то имеют в виду необычайно интересные обряды и обычаи, захватывающий обряд сватовства и уплаты калыма. К необычным и самобытным свадебным традициям Киргизии относится, например, обмен одеждой между новыми родственниками, проводы невесты и другие.
Конечно, на сегодняшний день далеко не все обычаи соблюдаются неукоснительно, многие претерпели серьезную модернизацию, но основных моментов, все же, придерживаются на любом свадебном празднике.
У народа Киргизии можно было сватать даже еще не родившихся детей. Это предполагала форма сватовства, называющаяся «бел куда». При таком сватовстве хорошие друзья или люди незнакомые, но поддержавшие друг друга в трудную минуту, давали клятву «сөөктешуу», то есть обещание породниться навеки. Тогда они прикасались к стреле лука зубами, то есть совершали обряд «ок тиштоо», а затем делали надрез на безымянном пальце и высасывали немного крови друг друга. Это называлось «чыпалактын канын соруу». Конечно, данной таким образом клятвы старались придерживаться, но если обстоятельства складывались по-другому, например, в семьях друзей рождались дети одинаковых полов, то родители все-таки оставались верными друзьями до самой смерти.
А если речь шла о сватовстве младенцев, то эта форма называлась «бешик куда» или «колыбельное сватовство». При таком сватовстве на ухо сосватанной маленькой невесты надевали серебряные серьги «сойко салуу», а родители обрученных детей называли друг друга родственниками с полным на то правом.
Жениху и невесте до брака было положено встречаться. Эти так называемые добрачные свидания назывались еще зятеванием или знакомством с зятем. Будущий зять должен был задолго до свадьбы остановиться возле аила невесты и здесь же поставить специальную юрту для свиданий с невестой. Свидание не проходили наедине – во время таких встреч собиралась молодежная компания, устраивались игры и развлечения.
Перед тем, как увезти невесту в свой дом, жених должен был устроить для жителей аила невесты угощение.
Свадебный пир, который в аиле невесты устраивали в день приезда гостей, назывался «кыз узатуу». Невеста должна была обойти накануне всех родственников, со всеми попрощаться, устроить девичник для своих подруг.
Главным элементом свадебного пира, конечно, помимо угощения, считались игры, самые разные увеселительные состязания, а также песни и пляски.
Ритуальная процедура выкупа невесты называлась «калың». Калын предполагал в своем составе скот разных видов и в большом количестве, поскольку каждый вид должен был представлен минимум девятью головами.
Поскольку у киргизских девушек основной прической всегда были косы, то главным свидетельством перехода невесты в статус замужней дамы была прическа. Накануне свадьбы подруги расплетали ей девичьи косы и заплетали женские.
В Киргизии считается, что девушка, вышедшая замуж, уходила из отцовского аила навсегда и покидала навсегда отцовский род. Многие киргизские пословицы говорят об этом, например: «Кыз башка элдин кишиси» - девушка вышедшая замуж, как чужая.
Прибыв в аил жениха, невеста надевала на голову белый тюрбан, а ее поведение в дальнейшем ограничивалось рядом запретов:
- молодой жене не полагалось сидеть спиной к родственникам мужа;
- нельзя было, сидя, протягивать ноги или одну ногу;
- нельзя резко и громко говорить, а также называть родственников мужа по имени, поскольку их полагалось называть «тергөө»;
- невеста также должна избегать прямой встречи со старшими родственниками мужа.

Эти запреты распространялись на всю жизнь. Интересно, что даже после смерти родственников мужа, когда женщина становилась сама старейшим членом семьи, она и то избегала называть покойных по имени в дань уважения их памяти.





Оставить комментарий


  • Комментарии Facebook
  • Комментарии Вконтакте
  • Комментарии

Форум