Суслик Пушистый

Дата последнего входа: 01.01.2018 19:16:54
Дата регистрации: 24.11.2015 08:53:22
Пол: Мужской
Суслик Пушистый -> Всем, Я люблю уют

Не так давно в школах появился новый предмет - “Основы религиозной культуры и светской этики”, что в свою очередь вызвало множество разговоров на тему преподавания религии в школе. Звучат разные мнения, относительно правильности или неправильности подобного шага, но нам хотелось бы вспомнить, как это выглядело до революции, и что такое вообще Закон Божий.

Впервые этот предмет появился при царе-реформаторе Петре I. Надо признать, что до него ситуация с религиозной грамотностью на Руси была весьма плачевной. Не существовало системы школ, да и другой традиции передачи знаний кроме устной. Это приводило к тому, что многие из тех, кто может и хотел бы посвятить себя священству, были стеснены собственным невежеством. Никакого систематического обучения не существовало, поэтому для большинства все сводилось к знанию наизусть “Символа веры” да “Отче наш”.
О необходимости образования говорил еще в XV веке один из виднейших деятелей православной церкви того периода - святой Геннадий архиепископ Новгородский. Движение в эту сторону началось только при первых Романовых, но и тогда речь шла о нескольких школах в Москве, через которые прошло всего несколько сотен человек.

Петр I всерьез подошел к этому вопросу, поручив архиепископу Феофану Прокоповичу разработать первый учебник по Закону Божию. Так появилось “Первое учение отрокам” - целью которого было познакомить детей с заповедями, догматами веры и основными молитвами, но кроме этого в нем была еще и азбука. И хотя это был очень хороший и полезный учебник, да и сам император казался заинтересованным в том, чтобы народ лучше понимал основы Православия, преподавали по нему только в нескольких школах. А в любимых детищах Петра - навигацких и математических школах Закона Божия почему-то не было в расписании.

Потом этим вопросам озаботилась Елизавета Петровна, которая повелела, чтобы по всей империи детям преподавали основы грамоты, счета и Закона Божия. К сожалению, в стране просто не было достаточного количества школ, чтобы это благое дело принесло свои плоды.

Всерьез этим занялась уже Екатерина Великая, при которой был издан первый учебник Закона Божия, быстро разошедшийся по всей стране. Случилось это в 1756 году, когда вышло “Православное учение” иеромонаха Левшина. Изначально это была программа, по которой проходило обучение наследника престола Павла Петровича. Правда, сама императрица приняла активное участие в создании “Книги о должностях человека и гражданина”, которую рекомендовали для обучения. Проблема была в том, что там акцент был смещен на разум, а не веру, поэтому впоследствии этот труд был полностью убран из школьной программы.
Уже в 1774 году Закон Божий был введен в школьную программу, но обязательным его преподавание стало только при внуке Екатерины - Александре I. Тот был абсолютно уверен, что ни о каком просвещении нельзя говорить, если у людей нет нравственных основ, для которых необходимо христианское благочестие. Впрочем, этот император вообще сделал много для изменения ситуации с образованием, именно при нем была выстроена прекрасная система, при которой можно было начать обучение в церковно-приходской школе, а завершить в университете. К сожалению, она долго не продержалась, и претерпела сильные изменения уже при следующем императоре.

Николай I уделял особое внимание духовному воспитанию нации. При нем Закон Божий в гимназиях изучали с первого по седьмой класс, причем изначально он преподавался только священниками, но уже в начале ХХ века учителем мог быть и мирянин. Проблема в том, что многие ученики не могли отделить предмет от личности учителя. И если у человека возникают проблемы с математикой или русской литературой, то это решаемо, тем более, что эти предметы вообще могут ему потом и не пригодиться. Но думать, что человеку не пригодиться нравственное воспитание, не получается. Из-за недостатка грамотных учителей, из-за того, что сама программа устанавливалась весь XIX век, многие люди вынесли о Законе Божием странное впечатление.

Порой, вместо того, чтобы стать для людей основой нравственности, ценный предмет просто пролетал мимо. Сегодняшнее желание вернуть его в школы понятно, только нужно учитывать предыдущий опыт и стремиться, чтобы Закон Божий действительно был услышан школьниками.

Фото:
Форум