Елена Кладова

Дата последнего входа: 07.12.2017 12:32:31
Дата регистрации: 06.05.2013 10:55:24
День рождения: 12 июня
Пол: Женский
Елена Кладова -> Всем, Площадка молодняка
Как воспитывали царских детей

Сегодня многие считают, что образование - это ключ к успеху. С раннего возраста детей отправляют в развивающие детские сады, которым потом на смену приходят элитные школы. Все это сменяется гонкой за место в престижном вузе… Поэтому интересно посмотреть, как обучали наследников в семье Романовых, ведь потом они должны были взойти на трон и править огромной страной.

О каком-либо особенном образовании речь не шла до Алексея Михайловича, отца Петра I. Мальчики до пяти лет оставались на женской половине в окружении мамок и нянек, которые делали все, чтобы дитятко было довольным и счастливым. Алексей Михайлович поставил сына на ходунки и явно собирался заняться всерьез его образованием, поскольку сам был человеком ученым. К тому же все его дочери получили блестящее образование, а царевна Софья была одной из самых образованных женщин своего времени. Но, к сожалению, умер до того, как отдал Петра в учение, поэтому тому достались уроки чтения по “Апостолу” и минимальные навыки от дьяка.
Все пробелы Петр заполнил сам, он учился всю жизнь, тайком отправился в Голландию, чтобы там работать на верфи и был жаден до всего нового. Конечно, ни о каком систематическом образовании здесь нельзя говорить, но его значение царь понимал и стремился сделать так, чтобы молодые дворяне так обучались. Вот только за всеми заботами о государстве у него не было времени, чтобы позаботиться об образовании своих дочерей. Так что Елизавета Петровна в сложные для себя времена правления Анны Иоанновны много времени проводила в дворцовых библиотеках, читая и занимаясь самообразованием.

Правила она весьма успешно, и прекрасно понимая, какими навыками и знаниями должен обладать будущий император, занималась внуком самостоятельно. Она подобрала для Павла I прекрасных учителей - известного писателя Порошина, дипломата и государственного деятеля Панина и других. Они должны были приучить будущего монарха к дисциплине, любви к Родине и народу, к умению всегда служить своего государству и не идти на поводу у сиюминутных желаний. Идеи были прекрасными, академическое образование у Павла было отменным, а вот научить его считаться с другими людьми у преподавателей не получилось.

Образованием двух старших детей Павла тоже занималась их бабушка - Екатерина II. Она была недовольна тем, каким вырос её сын, и приложила все усилия, чтобы внуки оказались лучше. Александр и Константин начинали день в шесть утра, чтобы в семь уже приступить к урокам и занятиям, которые заканчивались только в семь вечера.
Поскольку образованием Николая I занимались по остаточному принципу, считая, что уж ему императором не быть, то впечатления об учителях у него остались самые негативные. Свои детям монарх подобрал тех людей, которые смогли бы воспитать настоящих великих князей и княжон. Полковник Мердер оказался прекрасным педагогом и составил замечательный план, по которому потом работал и знаменитый поэт Жуковский. Мальчиком Александр II совершил путешествие по стране, чтобы увидеть тех, кем он будет править. К тому же Николай I достаточно рано начал приучать его к государственным делам, что дало просто невероятный опыт управления.

А вот следующий император образование получил неплохое, но уже не настолько обширное и всеобъемлющее, как его отец. Возможно, сказалось, что Александр III не был наследником, а стал им только после смерти старшего брата. Для своих детей он подобрал прекрасных учителей, способных развить все стороны человеческой личности.

Но и он, и его сын император Николай II всегда уделяли внимание и академическому, и нравственному воспитанию своих детей. Они хорошо знали Закон Божий, не чурались работы, питались простой пищей и помнили о своем долге пред огромной страной. В первую очередь их воспитывали как думающих и сострадающих личностей, которым необходимы будут не только академические знания.
Детей в царской семье воспитывали с пониманием того, что от них зависит будущее других людей. И это было не привилегией, а обязанностью и честью, которые необходимо было оправдать и нести достойно.


Фото:
Форум